Стэнли Кубрик (англ. Stanley Kubrick) родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье хирурга и домохозяйки. Стэнли был единственным и глубоко обожаемым ребенком в семье. Мальчик рос в полной свободе, имел много увлечений, самыми яркими из которых были шахматы, ударные и фотография, но школьные знание ему были абсолютно неинтересны, учился будущий режиссер неохотно и плохо, а потому дорога в университет оказалась закрыта.
После школы Стэнли отправился работать фотографом в нью-йоркском журнале «Look», где и познакомился со своей первой супругой Тобе. Пара развелась спустя 3 года после заключения брака, в 1951 году, ровно тогда, когда Стэнли увлекся кинематографом. Свой первый фильм будущий культовый режиссер также выпустил в 1951-м. Это была короткометражка «День схватки», после выпуска которой Кубрик сразу же принялся за работу над второй лентой — «Летящий падре», также снятой в коротком метре, ровно как и последующие две работы режиссера: «Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы». В последнем снялась вторая супруга Кубрика Рут Соботка.
В 1956 на экраны выходит первый полнометражный фильм Стэнли Кубрика «Убийство». Режиссер в компании своего товарища Джеймса Харриса выкупил права на экранизацию романа «Перерыв на чистку», который и лег в основу сценария картины. Мрачная нуар-лента не пришлась по вкусу зрителю и провалилась в прокате, но критики и киноделы обратили внимание на новую звезду на режиссерском небосводе.
Так, Кубрик начал сотрудничать с Metro-Goldwyn-Mayer и уже годом позже снял «Тропы славы». Картина вновь не поразила зрителя, но удивила деятелей кинематографа, так Кубрик получил звание подающего надежды молодого режиссера. К слову, актриса, сыгравшая единственную женскую роль в военной драме, Кристиана Харлан, стала следующей супругой режиссера после Рут. Именно с ней Стэнли и прожил до самой своей смерти.
Первым коммерчески успешным проектом стал «Спартак» 1960 года, который сделал режиссера знаменитым. После съемок картины, желая независимости от голливудский студий и финансирования, Стэнли вместе с супругой переезжает в Великобританию, где селится в особняке, обнесенном огромным забором, прямо около киностудии, где проходят съемки очередного детища мэтра – «Лолита». Окончательно остаться в Лондоне Кубрик решил после съемок «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» и «Космическая одиссея 2001″, обе ленты требовали для своих съемок ресурсов, которых на тот момент не было в киноиндустрии. К слову, «Космическая одиссея 2001″ стала одной из знаковых работ в карьере Стэнли Кубрика, не смотря на довольно спорную реакцию критиков и общественности.
Над своей следующей знаковой картиной Стэнли не трудился так кропотливо, как над предыдущей. «Заводной апельсин», рассказывающий о насилии в обществе. Бурная реакция на ленту общественности, закончившаяся угрозами убийства семьи режиссера, вынудило Кубрика изъять ленту из проката в Великобритании.
Другая яркая работа в фильмографии режиссера – фильм ужасов «Сияние» (1980), работа над которым заняла 5 лет. В основу ленты был положен одноименный роман Стивена Кинга, который неодобрительно отозвался о кинофильме. Впрочем, аналогичным образом отреагировали и критики, но публика приняла экранизацию легендарного романа с восторгом.
Последними двумя работами режиссера стали «Цельнометаллическая оболочка» и «С широко закрытыми глазами». Спустя 4 дня после окончания монтажа «С широко закрытыми глазами», 7 марта 1999 года, Стэнли Кубрик умер во сне от сердечного приступа. Незаконченной картиной режиссера стал фильм «Искусственный разум», который завершил уже Стивен Спилберг.
Сразу после смерти в прессе начали ходить слухи о возможном сумасшествии гениального режиссера, порожденные его излишней замкнутостью. Все подобные утверждения опровергли родственники Кубрика.